Silk Saw

добавлено 12 ноября 2003, Александр Vromber
Silk SAW: Шёлковый шок.

Альбом “4th dividers”


Скажите, вы когда-нибудь видели пилу из шёлка? – Нет?
А хоть одну современную индустриальную команду, пропагандирующую идеи Дадаизма? – Тоже нет?
Тогда разрешите мне с гордостью представить Вам бельгийский концептуальный проект Silk Saw.
Silk Saw – это Марк Медеа и Дэниел Сэверин.
Идея о том, что электронные произведения должны создаваться не композитором, но инженером [учёным], который играет на студии как на инструменте (базовая концепция Kraftwerk), полностью воплощается в творчестве дуэта. Вы угадали! – оба они учёные-физики, область их исследования: физика атомного ядра. Свою студию, находящуюся в Брюсселе назвали соответственно - Le Laboratoire central, т.е. “Центральная лаборатория”. В ней и создаются, так сказать, звуковые реактивы, тестируются аудио-модели.
Любопытная особенность состоит и в том, что звуковые эксперименты первые два года существования коллектива спонсировались учреждениями (фондами), связанными с основной деятельностью наших героев. Это - "Fonds de la Securite technique des Installations nucleares du Ministere de l'Emploi et du Travail" и "Fonds pour la Protection contre les Radiations ionisantes du Ministere des Affaires sociales, de la Sante publique et de l'Environnment". Насколько я понимаю, данные организации всячески поощряют стремление своих сотрудников к высокому. Тут уместно вспомнить фразу А. Эйнштейна по поводу того, что грош цена самому умному и талантливому физику, если он не любит и не понимает музыку, ибо музыка есть гениальнийшее воплощение физической природы окружающего мира. Тому, кто не “слышит” музыку, никогда не откроется истина. Кстати великий физик сам очень любил играть на скрипке.
Всякий учёный строит свою деятельность в рамках существующей парадигмы, гипотезы и возможных теорий. Соответственно, учёный, занимающийся музыкой, не меняет условий работы и выстраивает творческий процесс по привычному ему алгоритму.
В мире свободолюбивых художников-индивидуалистов в роли парадигмы, гипотезы и теории выступает “концепция” – идея, мысль, которую художник воплощает в своём произведении.
Из всевозможных пресс-релизов группы, выложенных на их собственном сайте www.silksaw.org, а также из стиля оформления релизов можно с уверенностью сказать, что идеи Дада живы и, более того, очень актуальны в современном пост-индустриальном обществе. Общий смысл Дада как мировоззренческой философии (в том числе, касающейся музыкального звукотворчества) таков:
- Мир стоит на грани катастрофы;
- Общество, выстраивая технологическую среду обитания, на самом деле быстрыми темпами сколачивает себе гроб;
- НТП – это абсурд, т.к. он не подкреплён здравым смыслом и объективным взглядом на сложившуюся в результате бесконечных технических преобразований планеты ситуацию;
- Участь разумного человека: безучастно наблюдать картину постепенного умерщвления современного мира;
- Искусство есть неотъемлемая часть культуры и единственная сила разумного человека в противостоянии бездумному НТП и всем обслуживающим его жизнь и развитие индивидам. Не имея легитимной власти, эта сила способна воздействовать лишь на ум и “душу”, выводя их из состояния транса, систематически ретранслируемого средствами массовой (дез-) информации.
- Рефлексия искусства на происходящие процессы в обществе может иметь следующий характер: Раз люди создают машины, населяют ими свою жизнь, значит и музыку они хотят слушать такую же. Только такой музыки достойны homo technocratus. Слушая машинную, токарно-фрезерную, заводскую, т.е. абсолютно антимузыкальную музыку, человечество возможно задумается о том, что сотворило, поймёт всю утопичность действий по совершенствованию окружающего пространства.

Музыка: Специфической особенностью саунда Silk Saw является использование баса и сэмплированной акустической перкуссии.
- Что же тут такого специфического?, - спросите вы. Все используют бас и перкуссию, без этих элементов невозможно себе представить современную танцевальную электронику!
А тем не менее отличие есть и разительное.
Бас у бельгийцев массивен, глубок и угрюмо неповоротлив. Каждый трек гудит, гудит внушительно. С помощью сильнейшего баса создаётся определённое звуковое поле, галактическое пространство, в котором взаимодействуют и функционируют большие и малые аудиообъекты. Бас является отдельным, самостоятельным элементом. Его роль: создание фундамента композиции. В своих опусах музыканты демонстрируют все возможные виды акустического баса, а также пытаются изобрести новые.
Тяжёлый бас – наследие предыдущего безбитового и абсолютно не ритмичного нойз-эмбиентного проекта Jardin d'Usure. Данный проект является первым в электронной биографии Марка и Дэниэла. На свет он появился в 1988 г. и являл собой предельно идеологическую конструкцию: на фоне глубокого, расплывающегося баса, в обстановке полной статики ретранслируются диалоги между представителями человеческой расы и сопровождающие эти таинственные беседы шумы и звуки.
Ритм не является аналогово-пресетно-электроннобиблиотечным. При создании ритмов Silk Saw используют только акустические элементы: удары тяжёлыми предметами о какую-либо поверхность, дрампэды, отдельные части ударной установки, этнические барабаны, плотные нойзы.
Репитативность перкуссии Silk Saw – отдельный вопрос для рассмотрения.
К примеру, в треках rhythm&noise-, breakcore- или idm-продюссеров, каждая секунда звука кричит: “Я преодолеваю клише! Я стараюсь не быть посредственностью! У меня будет самый зверский машинный техно-индастриал или самый закрученный и перевёрнутый breakbeat! То-то все удивятся!” Отбросив одурачивающую вуаль эпатажа и трезво поразмыслив, внимательный электро-эксперт всегда может понять: ага, вот здесь бъётся в истерике сильно преобразованный, но всё же вполне стандартный techno-loop; а тут хрустит лихо закрученный в пружину и выжитый как лемон, но всё же такой родной, до боли в ушах, old-school d`n`b-loop.
Т.о., признав факт, что всё изготовлено очень интересно, свежо и нестандартно, делаем неутешительный вывод: результат достаточно легко узнаваем. Это не иная Вселенная, а та же картинка, с привычными домиками и машинками. И вот каждый новый художник сам выбирает, как лучше и оригинальней надругаться над чьей-то давно надоевшей мазнёй. Следовательно, суждение об уникальности звучания материала автоматически заменяется суждением об удачном/неудачном применении метода эклектики и дюженном/недюженном профессионализме и талантливости продюссера.
А вот Silk Saw не тратят время на интерпретации существующих электромузыкальных алгоритмов. Их техно сделано из доселе и далее неизвестных элементов на также мало известных инструментах. Даже от ритмических петлей (loops) веет неведанным: у них не только собственная размерность, ничего не имеющая общего с 4x4, но и специфическая траектория движения, схожая с моделью движения планет и проч. объектов почти досконально исследованной нами галактики (это - “Солнечная система”, если кто не в курсе современных астрономических открытий). Ритмический рисунок также можно понимать как механическую составляющую музыки (поршни, шестерёнки, валики, ролики, приводящие объект в движение).
С другой стороны, сложность и специфичность перкуссии снимается следующей аналогией: Silk Saw имитируют звучание ритмов древней шаманской и обрядовой музыки коренных народов Африки и Америки. Синтезируя различные акустические элементы, они воссоздают традиционные звуковые алгоритмы, созданные для познания высокого и сокрального. Верность приведённой аналогии можно подтвердить тем фактом, что один из участников Silk Saw, Gabriel Severin записывает цельно перкуссионную электронику под псевдонимом Rob(u)rang, в которой наряду с искусственными битами применяет элементы этнических ритмов:
“С самого начала я был очарован ритмами (особенно других континентов), потому что они имеют очень простую суть. Также я чувствую большой драйв в ритмической музыке и пытаюсь выразить через свои ритмы язык наших тел.”
Вспомнив особенности творческого процесса в других электрических дуэтах, можно с большой долей уверенности предположить что, при условии чёткого разделения труда, за чудо-бочками стоит именно Дэниэл. Соответственно, всем остальным заведует Марк. Кстати, здесь можно вспомнить работу коллектива Dead Hollywood Stars “Gone west”, к которой лысый бельгиец достаточно основательно приложил свою мохнатую руку, обеспечив музыку “звёзд” богатым бэкграундным звуковым наполнением. Вот мы вас и раскусили, братья-физики!
Вывод: Silk Saw – это команда, специфическим образом извиняющаяся перед человечеством за все пригрешения НТП. Уважая традиционную культуру народов мира, ребята пытаются засчёт известного им технического инструментария изготовить музыку будущего, не теряющую и всячески подчёркивающую свою связь с мудрым, чистым и истинным человеческим бытием. Как говорится в библии: “Чти отца своего…”
Стиль:
Результат экспериментирования и импровизации может варьироваться в следующих пределах:
- пластмассово-деревянное minimal-techno;
- осколочно-стружечные breaks;
- туманно-смоговый dub ambient-noise.
Теперь, я надеюсь читателю понятно, что Шёлковое Лезвие предлагает достаточно специфический музыкальный продукт.
Как же это звучит?
Silk Saw относится к тому типу электро-коллективов, которые не рвутся покорять просторы разных стилей и открывать для себя новые горизонты. Как настоящие учёные, они проводят исследования и эксперименты в рамках однажды найденного саунда. Это позволяет без ущерба для концептуальной целостности проекта осуществлять целенаправленные музыкальные опыты. Для описания подобной музыки не требуется приводить множество примеров звучания, анализировать причинно-следственные связи между разными по виду треками.
Стандартный трек Silk Saw (при условии, что таковых очень мало, и каждый новый создаётся в результате импровизации, более никогда не повторяющейся) может выглядеть так:
Вступлением служит монотонный репитативный стук. На фоне этого стука начинают накатывать волны тяжёлого баса. Постепенно к ритму-стуку прибавляются другие, более лёгкие или, наоборот, тяжёлые постукивания. Собранный из всего этого маховик начинает медленно раскручиватся. Возникает и закручивается, создавая орбиту, микронойзовое окружение. Сформировавшийся объект начинает истерично позвякивать различными колокольчиками, тарелочками и прочей электроакустической мишурой. Солирующие звуки и прогрессии медленно, но верно начинают усиливать свой напор - играют всё громче и быстрее. Не исключены неожиданные мутации и смены сценария. В определённый момент трека достигается эффект катарсиса, звукового коллапса. Далее идёт процесс постепенного снижения уровня динамики или же банальный обрыв связи.
А теперь, наконец стоит обмолвиться о рецензируемом здесь диске “4th dividers”. Действительно, давно пора!
Альбом - четвёртый по счёту. Вероятно потому он и называется, хоть и слегка таинственно, - “Четвёртые делители” (или “Четвёртые циркули”, или “Четвёртые деляги”; в общем, кому как нравится!).
По мнению автора, суть названия в следующем: бельгийские саунд-дизайнеры делят свои души на части. Одна половина их души покоится в тесных, туго запечатанных коробках, через пыльные и толстые стены которых звук проникает в изрядно испорченном и странном виде, а сами несчастные (или счастливые?!) существа в качестве хоть какого-то развлечения всячески постукивают по этим стенкам; здесь всюду царит ветхость и одиночество. Другая половина души просачивается сквозь микроскопические щели и зазоры коробок и воспаряет к небесам, где слышен ангельский перезвон колокольчиков и прочих прелестных свирестелок. Там хорошо. Но первая половина старается заявить свои бесспорные права на полное главенство в голове. Ангельская сторона не возражает, но и не отрицает своей роли. Т.о., при несомненной доминанте нойз-индустриальных схем, лирический аспект ощущается достаточно значительно.
Не исключено, что музыканты, на свой лад, пытаются заигрывать с idm. Наглядным примером служит последний трек “Wrong door” с вполне узнаваемым настроением альбома Aphex Twin “I care because you do”. А не ошиблись ли ребята дверью ?
Работа получилась весьма подвижной и динамичной. Все номера преисполнены истинно шаманской пластикой и хитрыми техническими вывертами.
Альбом цельно ритмический. Но есть несколько неритмичных номеров (5 & 9), составленных из неспешных и громоздких пассажей на басс-гитаре, а также из глубокого эха и отзвуков, полученных в результате вторичной переработки этих самых пассажей.
“4th dividers”, как и остальные работы команды, выдержан в едином ключе. Треки создают специфическую наукообразную атмосферу и прекрасно сочетаются, дополняя друг друга, в результате чего создаётся саундтрековое впечатление.
Сейчас, когда бельгийские концептуалисты целиком перешли на ритмические номера, их можно упрекнуть в том, что они, как и многие, пытаются угнаться за Pan Sonic. Далее нужно подчеркнуть, что способ сближения и заглядывания в глаза финским электронщикам у них получился наиболее оригинальным. Действительно, Марк и Дэниэл тоже делают minimal-techno, также используют нестандартные инструменты и техники извлечения звука, их музыка концептуальна и достаточно сильно идейно изолирована от европейского электронного мейнстрима. А значит, сохраняя специфичность, они всё равно являются очередным клоном Pan Sonic
Утверждение могло бы быть логичным, если бы ни тот факт, что бельгийцы начали свою сочинительскую деятельность в тот момент, когда знаменитые фины ещё только диджеили на попсовых вечеринках в Турку и вообще начинали въезжать в электронную культуру. А происходило это в конце 80-х гг.
Так что, ещё неизвестно, кто у кого за партой сидел!
В любом случае, Silk Saw являются вполне самостоятельной звуковой единицей, не нуждающейся во внешних раздражителях.
Возможно, я несколько напугал многоуважаемую публику излишним пусканием пузырей восхищения по поводу вышеозначенной группы. Возможно, вы совершенно не поверили и пустили на смех мои рассуждения о специфическом, не на что не похожем саунде. Опытный или, по крайней мере, ориентирующийся в звуковом пространстве читатель может с уверенностью заявить, что сегодня не существует проектов с полной стилистической обособленностью. Не возражаю. Но хочу заявить как повидавший (т.е. послушавший) многое электроэксперт: Ничего подобного я раньше не слышал!
Всем советую: на первом этапе перерождения из рэйвера в электрофрика в качестве “красной пилюли” использовать альбом “4th dividers” коллектива Silk Saw!
Александр Вромбер
1524 метки: minimal-techno breaks