1 byte (статья о 8-bit музыке)
1 byte
Когда-то, примерно лет десять тому назад, я был маленьким мальчиком. Меня не интересовала никакая музыка, и я не придавал значения искусству, наверное, еще не подозревая даже в те времена, что это такое. Я жил своим мальчишечьим миром, любил играть. Играть. И моё детство застала как раз та самая пора, когда в нашу страну только-только проникал новый вид игр – игровые приставки. Помните? Известные практически каждому обывателю «Дэнди» и «Сегу». Да-да, думаю, нам всем это знакомо. Уж мне-то точно: то преодолевая очередную часть «Черепашек-Ниндзя», то просто играя в бессмысленные «Танчики», я провёл достаточно ёмкую часть своих юных лет.
Я вырос. И вы, наверное, тоже. Но в памяти ведь остались какие-то зарисовки, кусочки вашего детства или молодости. Все эти яркие дни, когда вы собирались со своими друзьями, и пытались пройти какой-нибудь игровой боевик, подключив два джойстика к вашей приставке. А, может, и бессонные ночи, потраченные на собирание грибов, когда вы прибывали в шкуре виртуального Марио. Неотъемлемая долька нашей жизни.
И вот теперь, когда мы все с вами стали такими взрослыми и серьезными, нам уже всё это неинтересно. Мы думаем, что все эти игры – прошлое, которое не заботит никого. У нового поколения есть новые «крутые» приставки и мощные компьютеры, а все эти «Дэнди» закономерно обязаны потонуть в воспоминаниях таких старпёров как мы с вами. Ха! А вот и неправда!
Спустя долгие годы простоя приставочная ностальгия и забытые мотивы детских игр приобрели новый оттенок в современной жизни. Кто бы мог подумать: некогда ребяческие забавы и развлечения школьников младших классов, переросли теперь в огромный поток авангардистского искусства. Новый пласт в современной культуре – новая субкультура.
Привет из прошлого! Дядьки и тетьки-энтузиасты, имевшие некогда юные годы жизни подобные моим, приступили к аудиальному воплощению своих воспоминаний. И что вы думаете? У них это удается!
Сделаю небольшое и не совсем лирическое отступление от предмета статьи. В те самые далёкие времена наших малых лет технологии не были так развиты как в настоящий момент. Они не позволяли, например, сделать в игре гладкую красивую графику как сейчас и, соответственно, качественный многоканальный звук. К примеру, приставка NES (Dendy) могла выводить на экран одновременно лишь 16 цветов из 52-х возможных и генерировать лишь 5 синхронных звуков. И обработкой всего этого занимался слабенький-слабенький восьмибитный процессор частотой в один с небольшим мегагерц. Ни о какой сглаженности звука и цвета и речи быть не могло как вы уже, наверное, догадались. Чёткие пиксельные квадраты и угловатые звуковые пассажи.
Вернемся же к энтузиастам. Видимо, мучительные терзания от воспоминаний не давали покоя этим людям. Ностальгия хлынула звуковыми потоками. Знакомые восьмибитные пищалки зазвенели в новой волне старых компьютерных технологий. И более того, всё это абстрагировалось как отдельное музыкальное направление и течение модернистского искусства, идеи и концепции.
Всё стало так бесконечно легко. Погрузившись с головой в мир этих приевшихся в детстве звуков, чувствуешь предельную лёгкость и незамысловатость. Никаких сложных конструкций и непонятных звуков. В восьмибитном мире есть только восьмибитные люди, восьмибитное небо и восьмибитный позитив. Всё остальное – отставьте там, в вашем мире глупых условностей и важных дел. А здесь, в наших пиксельных прострациях из 16 цветов и 5 звуков, этому места нет. Наш процессор не способен потянуть ваших серьезностей.
Информационный век способствует молниеносному развитию технологий. Но тут ведь экзотика – люди нарочито используют все эти старые низкокачественные звуки, ища в них отражение своего прошлого, частичку себя.
Со временем из чистого восьмибитного звука стало вытекать и множество гибридов самых различных форм и составов. Простейшие писклявые сигналы стали дополняться танцевальным битом, а порой и мягким ненавязчивым вокалом, как в старых мультиках. Таким образом, появился битпоп (bitpop). Концепцией этого течения стала элементарная жизнерадостность, проявляемая во всем – начиная с самой музыки, переполненной беспричинным младенческим позитивом, и заканчивая незатейливо-яркими цветами, залившими собой всё от обложек дисков до носимой людьми одежды.
Новая субкультура быстро растеклась по самым разным уголкам планеты - от США до Японии, от России до Австралии. Огромная часть талантливых ребят сосредоточилась на сказочных землях Швеции. Slagsmalsklubben, 50 hertz, Linde – стоит хоть немного послушать этих героев восьмибитной музыки и битпопа, как вы сразу окунетесь в состояние этой неописуемой эйфории, сплетенной с романтикой маленьких шведских улочек, затаивших в себе средневековый дух и загадочность.
Огромную популярность имеют мп3-Интернет-лейблы, уже утвердившиеся и зарекомендовавшие себя за долгие годы. 8bitpeoples.com – американский лейбл, на котором уже успели выпустить релизы разнообразнейших музыкантов жанра – от самых неизвестных новичков до авторов саундтреков к приставочным играм. Childrenofdos.com – российский аналог 8bitpeoples. Точно также как и они, ребята свободно распространяют свои релизы в формате мп3, давая возможность скачать их и полноценную цветную обложку прямо с сайта.
Зачем нужны какие-то современные навороченные синтезаторы и вся эта куча различных процессоров эффектов? Зачем, когда выразить свои чувства на самом деле можно гораздо проще, чем это кажется? Только попробуйте открыть для себя мир восьмибитных чувств и спонтанных эмоций, как сразу же вас накроет эта волна наслаждения и лёгкого детского счастья.
by Necto A, aug 2006